«А вдруг я ему предложу, а он мне откажет?» — шепчет вам на ухо невротический страх. Почему невротический? Потому что на самом деле вся драма происходит только у вас в голове — только вы окрашиваете события в те или иные краски.
Глянула вчера в свой основной профиль в Инстаграме, а там 283 000 подписчиков. И вспомнилось, как всего 2 года назад было 67. Тогда я ничего не знала о продвижении, а слово SMM вообще казалось ругательством. Но я знала, что обладаю огромной базой знаний и могу помочь людям. Я села, подумала и начала писать/просить других блогеров рассказать обо мне. Вы думаете, что все, высоко поднимая колени, побежали мне помогать? Конечно, нет. Они и не должны были. Кто-то вообще не отвечал, кто-то в достаточно грубой форме писал «Девочка, ты кто такая ваще», но я внутренне была к этому готова.
PRO истинность желаний
Если вы готовы отказаться от мечты или цели просто потому, что какая-то Маша/Люся вас не оценила по достоинству, то вы либо пятилетний ребенок, либо недостаточно хотели и желание ваше из разряда «Все бегут, и я бегу. Не получилось… Ну и фиг с ним!».
У меня было не так. Я хотела и стремилась, а потому руки не опустила. Что в итоге? Те, кто 2 года назад отказал мне в рекламе, теперь просятся в партнеры и предлагают совместные проекты.
Так всегда бывает. Когда-то богом забытое издание не захотело публиковать мою статью, и я, вместо того чтобы начать сомневаться в себе, сказала: «Отлично! Будет больше времени, чтобы писать для MarieClaire и Vogue». Как видите, так и вышло. Тут нет волшебства или волосатой руки любовника — только упорный труд и целеустремленность.
Отказы, провалы и примеры из практики
Случай №1
Есть у меня подруга, которую я считаю уникальной — вот кому надо вести тренинги по самооценке! Правда, самооценка у нее иногда уходит в не совсем адекватную сторону.
Например, после свидания ей могут не перезвонить 5 парней, а один начнет преследовать и всячески навязываться. Подруга же забудет про непозвонивших, зато начнет всем рассказывать про того, кому так сильно понравилась, что он никак не может ее оставить. Она напрочь забывает о своих провалах и факапах, зато все окружающие в курсе ее достижений. Эта подруга — яркий представитель правильно расставленных акцентов.
Случай №2
Среди моих клиентов есть люди, которые могут заключить 5 выгодных сделок и 1 раз сесть в лужу, но о чем они думают? Правильно, о провале, что в корне неверно при работе со страхом отказа и отвержения.
Как бороться со страхом отказа?
-
Проанализируйте, как часто вам отказывают?
Даже если соотношение составит 50/50, можете считать это успехом. Увеличьте количество поступающих предложений со своей стороны, и соотношение станет еще лучше.
-
Вы не 100$, чтобы всем нравиться.
Повторите это вслух. Еще раз. Каждый раз, когда вам отказывают, говорите себе «Я не 100$, я не пуп вселенной, никто не должен быть от меня в восторге, и я нравиться всем не должна».
-
В 90% случаев отказывают не вам, а продукту/услуге, которую вы предлагаете.
По какой-то причине человеку не нравится ваше предложение или оно ему просто неактуально. Согласитесь, если человеку жарко, ему не нужна шуба, которую вы продаете. Вот когда похолодает, он вспомнит о шубке, и тут как нельзя кстати придется ваше предложение.
-
Вы не попали в свою ЦА
— пытаетесь продать географическую энциклопедию Ким Кардашьян или расческу лысому. У человека просто нет потребности в вашем продукте/услуге, а потому он совершенно обоснованно вам отказывает.
-
Человек отказывает под влиянием убеждений
(например, вы же не станете продавать мусульманину свинину) или собственных страхов (человеку, который панически боится высоты, продавать прыжок с парашютом глупо). Или же человек просто не готов к вашему продукту (например, вы стилист, и человек отказался от ваших услуг по шопинг-сопровождению не потому, что вы зазнались и вы плохая, а потому что человек считает это понтами и отказывает сам себе).
-
Этим пунктом очень любят пользоваться мужчины, потому что знают — женское «нет» это значит «да, но позже».
Поэтому не бойтесь повторно предложить услугу/продукт тому, кто до этого вам уже отказал (при учете, что он ваша ЦА и что у него сформирована потребность). Но не будьте навязчивыми! Возможно, редактор не взял вашу статью сейчас, но через полгода возьмет, потому что вы предложили более актуальную тему или доработали старую. Или девушка сейчас не хочет делать ламинирование волос — боится, ее настораживает отсутствие у вас дипломов о повышении квалификации, а через полгода у вас появятся дипломы и эта девушка вам доверится. Не бойтесь и пробуйте!
-
Не сидите в собственных проекциях, страхах и переносах.
Если уместно, уточните причину отказа, потому что очень часто мы сами додумываем и придумываем то, чего в помине нет. Если человек отказал на предложение индивидуальных тренировок, это не значит, что вы плохой тренер — может, у человека просто нет времени/сил/денег на это?
-
Вам отказали по привычке.
У меня есть знакомый, который на все предложения отвечает «нет» чисто по привычке — будь то поездка в отпуск или рыбалка. Это что-то про жизнь человека, а не про вас.
-
И напоследок. Не вешайте нос!
Иногда для получения 5 выгодных сделок и 5 хороших «да» надо услышать 20 «нет» — это просто статистика! Так что Never give up!
Кстати, со страхами, и в том числе со страхом отказа мы работаем на курсах «Прокачай себя» и на «Перезагрузке». Если хотите проработать свои страхи, welcome!